Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аркадий Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко — русский писатель, прозаик, драматург, сатирик,  журналист и театральный критик.
Аркадий Аверченко родился 18(27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.
Аркадий не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток общеобразовательных знаний со временем компенсировался природным умом.
Работать Аверченко начал рано, с 15 лет. С 1896 по 1897 год служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Впоследствии Аркадий описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках».
В 1897 году Аркадий Аверченко уезжает на Донбасс, где работет конторщиком на Брянском руднике. На руднике он проработал четыре года. Впоследствии написал несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков. Первая публикация в различных источниках указывается разная: то ли рассказ «Уменье жить» (в 1902) в харьковском журнале «Одуванчик», то ли рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь», кторый появился 31 октября 1903 года в газете «Южный край». Сам же автор считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник» (1905).
В 1906-1907 годах Аверченко, «совершенно забросив службу», публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов, редактирует журналы «Штык» и «Меч». В 1907 эти издания стали первой постоянной трибуной писателя, который вёл почти все разделы под многочисленными псевдонимами. Его увольняют из правления рудника со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». И в январе 1908 года Аркадий Аверченко уезжает в Санкт-Петербург. Однако по его собственным словам, он уезжает еще в 1907 году из Харькова в Петербург, не оплатив штрафа в 500 рублей за содержание 9-го номера журнала «Меч».
В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в терявшем подписчиков журнале М.Г.Корнфельда «Стрекоза».
В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аркадий Аверченко.
Аркадий Тимофеевич многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н.В.Ремизовым (Ре-ми) и другими. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась.
В 1910 году выходят его сборники «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.
После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№12), такие критики, как В.Полонский и М.Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, а А.Измайлов сопоставлял его с ранним Чеховым.
Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.
В 1911-1912 годах Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами — художниками А.А.Радаковым и Н.В.Ремизовым. Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу». В том же году в Петербурге издаются книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.
На этом этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.
Постепенно в творчество Аверченко появляются трагические нотки, связанные с Первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.
В военные и предреволюционные годы книги Аркадия Аверченко активно издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сборники «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и другие).
Кроме прочего, Аакадий Аверченко под различными псевдонимами (Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и другие) писал также многочисленные театральные рецензии.
К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.
В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко на одном из последних пароходов уехал в Константинополь.
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции». Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н.Мещеряков назвал её «юмором висельника». В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В.И.Ленин нашел книгу «высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских «варяг» в константинопольские «греки», начиная с запрета большевиками «Нового Сатирикона» и проведения широких арестов». В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади. В 1922 году издаётся сборник «Дети», в котором Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для писателя. Эмиграции были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года Аркадий Тимофеевич Аверченко умер. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

Подготовил Евгений Лавриненко (dN)

Добавить комментарий